СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ВЕРТОЛЕТА ВЕРТОЛ V-44
Вертолет Вертол V-44 имеет систему автоматической стабилизации, предназначенную только для улучшения устойчивости и управляемости вертолета. Эта система неспособна удерживать вертолет длительное время на установившемся режиме полета, но она достаточно проста и эффективно улучшает характеристики устойчивости и управляемости вертолета. Система имеет три канала: тангажа, крена и курса. В каждом канале основным датчиком является гироскопический датчик угловой скорости. Исполнительными органами системы служат дифференциально включенные электрогидравлические рулевые машины, конструктивно объединенные с гидроусилителями.
В канале тангажа системы имеется интегрирующая цепочка, с помощью которой в закон регулирования вводится сигнал не только угловой скорости, но и (приближенно) угла тангажа, необходимый для стабилизации продольного движения вертолета (рис. 6.10).
В канале крена закон регулирования содержит только сигнал угловой скорости крена. В канале курса, подобно тому, как это сделано в канале тангажа, сигнал угловой скорости пропускается через интегрирующую цепочку. Кроме того, в канале курса используется сигнал угла скольжения вертолета, выдаваемый специальным датчиком скольжения. Датчик скольжения состоит из двух приемников статического давления, устанавливаемых в носовой части вертолета так, что их оси составляют углы в 45° с продольной осью вертолета. Воздушные магистрали соединяют эти приемники с чувствительным дифференциальным манометром с индукционным датчиком, сигнал которого и используется в системе. Сигнал угла скольжения необходим для вертолетов продольной схемы, имеющих недостаточную собственную путевую устойчивость. Одновинтовые вертолеты, как правило, не нуждаются в дополнительном повышении устойчивости пути, так как она обеспечивается хвостовым винтом.
Отличительной особенностью системы является дублирование канала курса, выполненное ввиду относительной важности этого канала для вертолета продольной схемы. В канале полностью дублированы все элементы от датчиков до выходных усилителей. Не дублирован только комбинированный рулевой агрегат. Переключение рулевого агрегата на основной или дублирующий канал производится путем нажатия специальной кнопки на ручке управления (для переключения системы с основного на дублирующий канал необходимо нажать кнопку; последующее нажатие кнопки вновь включает основной канал и т. д.).
Диапазон дифференциального хода рулевых машин на вертолете составляет: для продольного управления 25%, для поперечного 26% и для путевого 29%.
Конструктивно система (рис. 6.11) состоит из четырех датчиков угловых скоростей, двух пар приемников статического давления, крана включения системы (включение гидравлических рулевых машин), кнопок переключения каналов курса, кнопок отключения и агрегата управления. В агрегате управления установлены четыре выходных магнитных усилителя и все другие элементы схемы каналов, смонтированные на шести легкосъемных платах с печатным монтажом. Кроме того, в агрегате управления имеются два дифференциальных манометра датчиков скольжения и устройство встроенного контроля, состоящее из вольтметра и переключателя, с помощью которых можно проверить на земле сигналы всех выходных усилителей (они должны быть нулевыми при исправной системе).