СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ВЕРТОЛЕТА ВЕРТОЛ V-44

Вертолет Вертол V-44 имеет систему автоматической стабилизации, предназначенную только для улучшения устойчивости и управляемости вертолета. Эта система неспособна удерживать вертолет длительное время на установившемся режиме полета, но она достаточно проста и эффективно улучшает характеристики устойчивости и управляемости вертолета. Система имеет три канала: тангажа, крена и курса. В каж­дом канале основным датчиком является гироскопический датчик угло­вой скорости. Исполнительными органами системы служат дифферен­циально включенные электрогидравлические рулевые машины, конст­руктивно объединенные с гидроусилителями.

В канале тангажа системы имеется интегрирующая цепочка, с по­мощью которой в закон регулирования вводится сигнал не только угло­вой скорости, но и (приближенно) угла тангажа, необходимый для ста­билизации продольного движения вертолета (рис. 6.10).

В канале крена закон регулирования содержит только сигнал угловой скорости крена. В канале курса, подобно тому, как это сделано в канале тангажа, сигнал угло­вой скорости пропускается через интегрирующую цепочку. Кроме того, в канале курса используется сигнал угла скольжения вертолета, выдаваемый специальным датчиком скольжения. Датчик скольжения состоит из двух приемников статического давления, устанавливаемых в носовой части вертолета так, что их оси составляют углы в 45° с продольной осью вертолета. Воздушные магистрали соединяют эти приемники с чувст­вительным дифференциальным манометром с индукционным датчиком, сигнал которого и используется в системе. Сигнал угла скольжения необходим для вертолетов продоль­ной схемы, имеющих недостаточную собственную путевую устойчивость. Одновинтовые вертолеты, как правило, не нуждаются в дополнительном повышении устойчивости пути, так как она обеспечивается хвостовым винтом.

Отличительной особенностью системы является дублирование ка­нала курса, выполненное ввиду относительной важности этого канала для вертолета продольной схемы. В канале полностью дублированы все элементы от датчиков до выходных усилителей. Не дублирован только комбинированный рулевой агрегат. Переключение рулевого агрегата на основной или дублирующий канал производится путем нажатия спе­циальной кнопки на ручке управления (для переключения системы с основного на дублирующий канал необходимо нажать кнопку; после­дующее нажатие кнопки вновь включает основной канал и т. д.).

Диапазон дифференциального хода рулевых машин на вертолете составляет: для продольного управления 25%, для поперечного 26% и для путевого 29%.

Конструктивно система (рис. 6.11) состоит из четырех датчиков угловых скоростей, двух пар приемников статического давления, крана включения системы (включение гидравлических рулевых машин), кно­пок переключения каналов курса, кнопок отключения и агрегата управ­ления. В агрегате управления установлены четыре выходных магнитных усилителя и все другие элементы схемы каналов, смонтированные на шести легкосъемных платах с печатным монтажом. Кроме того, в агре­гате управления имеются два дифференциальных манометра датчиков скольжения и устройство встроенного контроля, состоящее из вольтметра и переключателя, с помощью которых можно проверить на земле сиг­налы всех выходных усилителей (они должны быть нулевыми при исправной системе).